Вновь создаваемые в классицизирующем духе внутренние…

Вновь создаваемые в классицизирующем духе внутренние отделки с трудом поддаются учету. В 1840-х годах их было еще достаточно много. Это обычно скромные, небольших размеров комнаты в квартирах дворян среднею достатка и чиновников, и потому они редко изображались художниками-профессионалами. Эти интерьеры фактически не создавались как нечто заранее задуманное и организованное, а возникали чаще всего вследствие имевшегося у владельцев значительного количества старых вещей — добротной мебели красного дерева или карельской березы, картин, акварелей, миниатюр, вышивок. Основным новшеством в этих интерьерах были современные обои с более свободным, чем ранее, цветочным или геометрическим (главным образом в виде ромбов или квадратов) орнаментом. Кроме того, в классицизирующие интерьеры подобного типа в большом количестве вкрапливались мелкие вещи «современного вкуса». При изучении русского интерьера возникает прежде всего вопрос об обстановке жилых помещений разночинной: интеллигенции середины XIX века. Эти интерьеры представляли резкий контраст по отношению к богатым отделкам домов дворянской верхушки общества.

Интерьер городской квартиры, Акварель неизвестного ». Середина XIX в.

Литераторы из числа обеспеченных и так или иначе связанные происхождением с состоятельными дворянскими или торгово-купеческими кругами стремились создать обстановку относительного комфорта с соответствующей меблировкой. Основная же часть разночинной интеллигенции селилась в небольших квартирах и комнатах доходных домов со скромной, даже бедной обстановкой.

Интерьер дома в Пулкове. Акварель А. Эйхена. 1840-е гг.

Добавить комментарий