Темпьетто Сан-Пьетро

В центрическом здании, симметричном относительно вертикальной оси, архитекторы эпохи Возрождения видели идеальный образ античного храма, символически связанный с представлениями о божественном начале, совершенстве и гармонии. Однако увлечение чистой формой вступало в противоречие с практикой богослужения, в ходе которого служители церкви и прихожане должны быть отделены друг от друга. Соединить античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. К ним относится часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монто-рио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. Небольшое увенчано полукруглым куполом. Внутри целлы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой). Высота целлы равна радиусу перистиля. Цилиндр окружают 1б-дорических колонн, пропорции которых в точности соответствуют античным образцам. Идеальное равновесие всех частей здания, совершенство форм и пропорций создают дух гармонии и единства.

Темпьетто Сан-Пьетро
План Темпьетто Сан-Пьетро

Донато Браманте

Донато Браманте (1444-1514) родился в Монте-Аздрувальдо близ города Урбино; обучался живописи. В 1477- 1499 гг. Браманте работал в Милане. Под влиянием живописца Андреа Мантеньи он заинтересовался античностью, занялся изучением линейной перспективы. В 1499 г. Браманте поселился в Риме и благодаря протекции папы Юлия II получил заказ на собора Св. Петра.