Архитекторами и дизайнерами ведутся поиски…

2

Архитекторами и дизайнерами ведутся поиски цветового комбинирования. Дизайнер М. Монден разработал метод комбинирования на основе сетки, каждый элемент которой, представляющий собой квадрат, содержит еще два квадрата, последовательно внесенных друг в друга с поворотом в 45°. Один элемент — модуль — представляет собой сочетание трех цветов. М. Монден воспользовался математическим расчетом для создания серий цветовых комбинаций на основе принятого элемента-модуля. Изменение цветовых характеристик элементов приводит к созданию различных цветовых рядов, разделению и объединению цветовой поверхности, образованию цветовых ритмов. Программа изменений цвета элементов обладает большой вариантностью и может использоваться в проектировании архитектурно-пространственного окружения, например, создающегося с помощью индустриально возводимых зданий. Разработка М. Мондена говорит о появлении качественно новых средств цветового комбинирования, позволяющих осуществлять динамическое цвето-моделирование. Более совершенным средством является устройство «колор-симулятор», разработанное в 2970 г. в Японском институте исследований цвета. Оно способно проектировать на экран одновременную смену цветов на различных участках внутри заданной графической структуры проектируемого объекта.

Цветной дисплей обладает еще большими возможностями. М. Альбер-Ванель, используя видеокомпьютер «Лактамм», показал, как с его помощью можно представить изображение архитектурно-природного ландшафта с изменениями времен года и суток. Речь идет о моделировании цветовой среды, хотя компьютер может решать и более локальные задачи вплоть до выбора сочетания двух цветов. Использование новых технических средств показывает, что чем более тонким, обширным и быстрым становится наше вмешательство в окружающий мир, тем большие неожиданности нас подстерегают. Действительно, с помощью новейшего инструментария мы настолько активно вторгаемся в неопознанную область, что не всегда можем осознать результаты своего действия. Ясно, что при совершенствовании технических средств от исследователя требуется не только более высокий уровень знаний, но и более тонкий художественный вкус и интуиция.

Рассмотренный комплекс факторов детерминирует возникновение цветовой среды города. Это позволит нам полнее осознать существующий отечественный и зарубежный опыт в этой области. Далее мы рассмотрим опыт формирования цветовой среды городов на основе трех различных подходов: во-первых, с ориентацией на доминирующие цветности природного окружения — подход, открывающий два принципиальных направления (вписывание города в цвет природного окружения и противопоставление ему), во-вторых, с опорой на сложившийся колорит города, представляющий суммарную историческую архитектурную полихромию и, в-третьих, на преобразование существующей цветовой среды под влиянием цветовой культуры, ее новых веяний, находящих отражение в цветовых предпочтениях как жителей, так и специалистов. При этом все три подхода по-своему учитывают особенности структуры градостроительной формы.