Красный форт

35

В индийском городе Агра можно полюбоваться не только величественным мавзолеем Тадж-Махал. Здесь находится другое архитектурное чудо Индии — Лал-Кила, так называемый Красный форт. Он расположен над рекой совсем неподалеку от Тадж-Махала. Начало строительства этой крепости в середине XVI в. связано с именем третьего шаха из династии Великих Моголов — Акбара I, который перенес свою столицу из Дели в Агру. Работы закончились при его преемнике — Шахе- Джахане; он сделал форт своей личной резиденцией. В плане крепость представляет собой неправильный восьмиугольник. В ее архитектуре заметны персидское и индуистское влияния. При Шахе-Джахане здесь кипела жизнь. В крепости проживало около трех тысяч человек. Форт был не только военным укреплением, но и весьма комфортабельным по тем временам жильем. Здесь существовали бани с отдельными помещениями для холодной и горячей воды. Внутри форта росли деревья. Очарованиеэтогоместа выражено в надписи, которую приказал сделать на стене Шах-Джахан: «Если существует рай на земле, то он здесь, здесь и только здесь». В 1983 году Красный форт был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Своим необычным красно-малиновым цветом форт обязан красному песчанику, из которого выложены его стены и башни, и красному мрамору, которым облицовывали помещения. Единство строительного материала, цвета и архитектуры делает Красный форт уникальным сооружением Индии.

Красный форт представляет собой целый архитектурный ансамбль, включающий шесть дворцов (махал), В павильоне Ранг-Махал, потолок которого был инкрустирован золотом и серебром, располагался гарем шаха.

Любая великая империя порождает свою архитектуру. Византия не исключение. Историки спорят об ее стоках. Одни утверждают, что их следует искать на Ближнем Востоке. Другие обращают внимание на римское влияние. Вероятно, правы и те, и другие, поскольку по своему географическому положению Византия занимала промежуточное положение между европейским Западом и азиатским Востоком. В ней сошлись многие культурные веяния. Не случайно сами жители этой обширной державы, историю которой принято вести от императора Константина, называли себя «ромеями» (т.е. римлянами), хотя их национальный состав напоминал пестрое лоскутное одеяло, а верования были смесью эллинизма, иудаизма и христианства. Византия пережила своего близнеца — Западную Римскую империю — почти на тысячу лет и породила за это время немало великих архитектурных сооружений. Главным вкладом Византии в эволюцию зодчества было развитие купольных сооружений. Несколько огрубляя ситуацию, можно сказать, что все значимые купольные сооружения Европы имеют византийские корни. Хотя купола умели строить еще древние римляне (вспомните Пантеон), они не были органической частью более сложной архитектурной формы. Решая проблему установки купола на квадратное основание, византийские зодчие придумали так называемые паруса — сферические треугольные поверхности, которые позволяли боле органично перейти от куба или параллелепипеда здания к его купольному навершию. Другой архитектурной новинкой были малые купола (конхи), которые окружали и как бы поддерживали главный купол здания. Барабаны таких куполов могли принимать форму выступающих апсид, а сами конхи превращались в их полукруглую крышу. Все эти архитектурные элементы легко находятся практически в любой церкви Древней Руси, которая считала себя преемницей византийской культуры.