Совершенные сводчатые покрытия

91

В оборонительном строительстве широко применялся глинобит и сырцовый кирпич (42 X 42 X 12 см). Менее распространен был квадратный, хорошего обжига плинфовый кирпич.

Совершенные сводчатые покрытия встречаются в культовых зданиях, где значительные пролеты перекрывались коробовыми сводами. Встречаются также небольшие купола, переход к опорному кольцу которых создавали несложные тромпы. В меж- дуярусных перекрытиях крепостных башен широко применялись ложные своды. Арочные перемычки между опорными столбами культовых зданий обычно были подковообразными, свойственными раннесредневековому Закавказью. Живописную гладь кладки стен укреплений оживляли ступенчатые зубцы, а также «тамги» мастеров и лапидарные надписи. Интересна обнаруженная в Мингечауре капитель с изображением разделенных «древом жизни» павлинов, выполненных невысоким рельефом. По абаке идет надпись, сделанная албанской письменностью.

Выдающийся памятник эпохи — укрепления Дербента, заключенного между длинными параллельными стенами, которые пересекали узкий проход вдоль побережья Каспия. На западе они упирались в непроходимый горный хребет, а восточными концами уходили в море, образуя искусственную гавань. Сохранившиеся участки стен достигают 20 м высоты при толщине 4 м. На всем их протяжении были расставлены прямоугольные или круглые башни. К просторным банкетам, огражденным зубчатым парапетом, вели широкие открытые лестницы. Кладка выполнена из крупных, тщательно обработанных каменных плит. Древние части стен датируются многочисленными пехлевийскими надписями, одна из которых содержит дату 700 г. и имя Барз- ниша, видимо, одного из главных ее строителей.

Интересны гильгильчайские и бешбар- макские укрепления. Среди них выделяется высящаяся на скале крепость Чирах- кала. Чередование каменной и кирпичной кладки придает живописность её облику.

Памятниками христианского культового строительства являются находящиеся неподалеку друг от друга базилика в сел. Кум и круглый храм в сел. Лекит. Пространство базилики двумя парами Т-образных столбов расчленено на три нефа, причем центральный значительно шире боковых. Столбам, несущим подковообразные арки, отвечают выступающие из стен пилястры. Храм некогда обрамляли просторные четырехпролетные арочные галереи, на восточном фасаде замкнутые небольшими приделами с полукруглыми абсидами. Центр фасада подчеркивает завершающая главный неф большая абсида. Покрытые коробовыми сводами боковые нефы завершают небольшие жертвенник и диаконник, сомкнутые своды которых опираются на образованный конховыми тромпами восьмерик. Хорошо подобран грубоватого окола синеватый и темно-зеленый булыжный камень. Конструктивно ответственные элементы— колонны галерей, арки, перемычки — выведены из квадратного кирпича, которым обложены и опорные столбы зала. Лаконичность композиции и монументальность архитектурных форм обусловили выразительный облик памятника.

Архаичность формы подковообразных арок, появление наружных галерей, отсутствие связи между алтарем и боковыми помещениями, сочетание кирпича и камня роднят Кумскую базилику с наиболее ранними памятниками культового строительства Закавказья (касахская и аштарак- ская базилики в Армении, Болниси и Уриа- тубани в Грузии), позволяя датировать ее VI в.

Храм в сел. Лекит представляет собой другой тип сооружений, также довольно широко распространенный в культовом зодчестве Закавказья. В центре цилиндрического объема (диаметр 22 м) находится тетраконх, основой которого служат четыре могучих угловых пилона. Служа подкупольным квадратом, они несли центральную часть разрушенного покрытия. Между пилонами расположено по три колонны. С внешней стороны пилонов стояло по мощной колонне; совместно с колоннами тетра- конха они служили опорами для верхнего яруса храма. С востока к фасаду примыкали два небольших придела, возможно, связанные с открытыми галереями. По осям остальных сторон находились небольшие входные порталы. Наружная поверхность стен обработана ритмично расставленными пилястрами с вертикальными желобками. По внутреннему периметру стояли каменные колонки. Другие детали не обнаружены.

Трехступенчатая композиция архитектурных масс была эффектна. Нижний цилиндрический объем служил основанием для повторяющего абрис тетраконха следующего яруса, объем которого состоял из четырех сомкнутых полуцилиндров. Над ним высился третий ярус — цилиндрический объем, завершенный коническим шатром.

Архаичные строительные приемы позволяют датировать храм началом VI в. Как и храм в Боере, его можно считать одним из

наиболее ранних сооружений этого типа (Звартноц, Бана, Гагикашен, Ишхани). Однако неоднократно отмечавшееся родство его с церквями Сергия и Вакха в Константинополе, Виталия в Равенне и мечетью Скалы в Иерусалиме основано на чертах лишь внешнего сходства, композиционноархитектурные и конструктивно-строительные особенности не указываются.

Памятники Кавказской Албании по-новому ставят вопрос распространения в Закавказье базиличного и тетраконхового типов зданий. Несомненное их стилистическое родство не только подтверждает взаимосвязи культур народов Закавказья, обусловленные общностью исторических судеб, но убедительно говорит и об архитектурно-художественном круге, отличающемся от сирийско-византийского.