Исследования архитектурной полихромии Древнего…

30

Исследования архитектурной полихромии Древнего Азербайджана показывают, что цветовая гамма древних городов определялась цветом дерева, камня и обожженного кирпича. В середине XII в. появляется поливной кирпич бирюзового цвета. Позднее к нему прибавляется керамика терракотового, синего, фиолетового, молочно-белого и черного, а затем желтого и зеленого цветов. XV в. явился зенитом расцвета архитектурной полихромии. С этого времени в архитектуре доминировали шесть цветов: зеленый, желтый, терракотовый, голубовато-бирюзовый, фиолетовый и синий, а также черный и белый. Эта цветовая гамма, вызванная спецификой светового климата Азербайджана, сохранилась и в последующие столетия. Как видим, сходство условий естественной освещенности Средней Азии и Закавказья привело к сходству наиболее употребительных в архитектуре цветов: желтые, голубые и синие группы.

Основополагающим фактором при выборе цвета в районах Крайнего Севера также является световой режим: на широте Норильска темный период длится около четверти сезона, количество пасмурных дней в году достигает 200, характерно сумеречное освещение. Зимний пейзаж крайне скуден — огромные снежные просторы тундры с редкими кустарниками. Не удивительно, что такие условия вызывают у человека чувство светоцветового голода. Восход солнца после долгой полярной ночи связывается у жителей этого края с источником жизни на земле, наступление весны превращается в народный праздник. Любимые цвета народов Севера — оранжевый и зеленый, которые ассоциируются с солнцем и весной. В искусстве народов Севера цветовая символика противопоставлена цветовой скудости окружающей среды. Якуты переносят радостные краски летней тайги — зеленые, желтые, красные — на предметы быта, одежду, конское убранство.