Шекспировский мемориальный театр

78

Удачным примером общественного сооружения, сочетающего в своем характере оригинальность с традициями, может служить Шекспировский Мемориальный театр, выстроенный по проекту архитекторов Элизабет Скотт, Честертона и Шефферда. Проект получил первую премию на конкурсе 1928 г., строительство было закончено четырьмя годами позднее. Все здание можно назвать образцом правдивого выражения его функции и хорошей внутренней организации. Если смотреть на него издали с моста через реку, протекающую с восточной стороны, то прежде всего бросится в глаза прямоугольный объем, поднимающийся над задним фасадом здания, — это сценическая коробка. Перед сценой расположен веерообразный зрительный зал, к которому спереди примыкает полукруглое фойе с лестницей и служебными помещениями по обе стороны. План Симметричен и лишь группировка боковых частей слегка нарушает его правильность.
Первоначально театр предполагалось облицевать камнем, но в конце концов решили, что «кирпич для наружной облицовки, более теплый по цвету, будет лучше гармонировать с общим видом города и в то же время обойдется дешевле». Это предложение, изложенное в специальном докладе экспертов, было принято, и в соответствии с ним в проект внесены изменения. Кирпич был излюбленным материалом крупных сооружений во времена Тюдоров, и, может быть, никогда больше он не применялся в Англии с таким тонким чутьем, как в ту эпоху (блестящим примером может служить Хемптон Корт).

Кирпич, выбранный для наружной облицовки Шекспировского театра, отличается красноватым оттенком, гармонирующим с цветом материала, применявшегося в окружающей застройке. Для разнообразия применен и серовато-голубой кирпич более мягкого и приятного тона. Преобладает все же красный кирпич, цвет которого казался немного резким во время строительства, но уже теперь он потускнел и стал более мягким. Стены вестибюля и лестница облицованы лиловато-серым кирпичом с более темными вставками по углам и в других местах. Пол, выложенный анкастерским, голубым хоритонским и ашбертонским мраморами, гармонирует цветом с кирпичными стенами; мягкий и приятный контраст образует шведский зеленый мрамор дверных наличников, более резко контрастирует с остальным нержавеющая сталь, примененная для дверей и касс. Наиболее романтичная часть интерьера круглый зал за фойе с фонтаном и витой лестницей, ведущей в гардероб; мягкие ткани, ниспадающие на кирпич и мрамор, создают атмосферу, проникнутую духом шекспировских пьес. Романтические чувства, вызванные видом театра снаружи, вестибюлем и залом с фонтаном, рассеиваются в зрительном зале, при проектировании которого главной целью архитекторов было создать вполне современный театральный зал. Стены облицованы деревом на высоту дверей, выше — крашеная штукатурка; дерево и штукатурка использованы и для просцениума, но сдержанно без доминирующих объемов или линий. Можно предположить, что в намерения архитекторов входило показать как можно больше сортов дерева, так как для отделки стен, просцениума и дверей использованы разные виды красного дерева, черное дерево, индийский лавр, квинслендокий клен, австралийский шелковый дуб, индийский серебристо-серый дуб, андаманский падаук.

Применение разнообразных сортов дерева характерно для интерьеров 1925-1939 гг. Мне кажется, что в данном случае архитекторы хотели использовать дерево всех частей британской империи, чтобы выразить, как широко распространилась слава Шекспира, — декоративная отделка, таким образом, приобретает здесь некое символическое значение.