Новые эксперименты в архитектуре

1

Период между выставкой Веркбунда в Кельне в 1914 г. и основанием Баухауза в Дессау в 1925 г. был периодом консолидации достижений и новых экспериментов в архитектуре, не отмеченным, однако, большим прогрессом в осуществлявшемся строительстве. Интересными были конструктивные новшества, главным образом в области применения железобетона: уже были описаны ангар Фрейсине в Орли (1916 г.), шляпная фабрика Мендельсона в Люкенвальде (1922 г.) и церковь Перре в Ренси, в те же годы Оуд добился большой выразительной простоты в своих жилых домах в Роттердаме. Ле Корбюзье начал строить свои жилые дома, которые позднее принесли ему известность, но полное развитие его творчество получило в более поздний период. Впрочем прогрессивные идеи переполняли его и в те годы, когда он опубликовал свою книгу «К архитектуре» (1924 г.).

В здании фабрики обувных шнурков фирмы Фагус (1911) и в лестничных клетках построек Веркбунда в Кельне (1914)2 появились стеклянные экраны, заменяющие внешние конструктивные стены, однако дальнейшее их развитие произошло лишь в 1925 г. в здании Баухауза. Со стеклянными экранами производились эксперименты и раньше, но большинство проектов осталось неосуществленным, так как в них почти полностью уничтожались границы между внешним и внутренним пространством. Таков, например, был проект универмага архитектора Л. Мис ван дер Роэ; что же касается его модели стеклянной башни (1921), где тонкие перекрытия нанизаны на длинные стальные вертикальные стержни и заключены в стеклянную оболочку, то она осталась мечтой о будущем архитектуры.