Лепные работы в архитектуре

50

Издавна человек старался всеми возможными способами украсить свое жилище, то есть определенным образом оформить среду своего обитания. Вследствие этого сформировалось такое искусство, как архитектура. Архитектурой называют искусство строить здания, сооружения и комплексы сооружений различного назначения.
Принципы построения архитектурных композиций выражаются во взаимном расположении и гармоничном сочетании архитектурных элементов данного конкретного объекта. Построение архитектурных композиций выполняется в соответствии с используемыми пропорциями, ритмом (равномерное чередование элементов) и масштабом.
Также в архитектуре используются разнообразные декоративные средства, наиболее распространенные из них орнамент и лепной декор. Декор подразумевает целый комплекс (совокупность) средств украшения и в этом смысле имеет весьма емкое значение. Орнаментом называют какой-либо ритмично повторяющийся рисунок, выраженный в цвете, рельефе или как-нибудь еще.

В архитектуре одним из базовых понятий является понятие ордера — художественной системы сочетания архитектурных деталей, определяющей их гармоничный порядок и последовательность расположения в архитектурном сооружении. Основой любого ордера, а они бывают пяти основных видов (тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный), является своеобразная стоечно-балочная конструкция, состоящая, в упрощенном варианте, из (как минимум) пары колонн и архитрава. Колонны являются несущими стойками, а архитрав представляет собой несомые, опирающиеся на них, балки.
Три вида классических ордеров (ионический, дорический и коринфский) сложились еще в античный период, в Греции. Развитие ордерных систем в Древнем Риме выразилось в использовании стоечно-балочных конструкций в качестве декоративного приема при создании более грандиозных архитектурных сооружений. Чаще всего в древнеримской архитектуре декоративное использование ордеров применялось для оформления арочных конструкций, причем в таких случаях колонны и антаблемент перестают выполнять. Полный ордер свои непосредственные функции, а превращаются исключительно в предмет художественного украшения.
Помимо описанных выше композиций, построенных на основе различных ордеров, существуют и так называемые безордерные композиции, которые отнюдь нельзя назвать беспорядочными. В архитектуре к безордерным композициям относят все существующие формы, независимо от конструктивной схемы, отличающиеся от классических ордерных систем. Такие безордерные композиции могут быть как стоечно-балочными, сводчатыми, арочными, так и комбинированными. История развития безордерных композиций ведет свое начало еще с культовых сооружений древней Месопотамии (зиккураты) и древнеегипетских пирамид.
В эпоху Возрождения архитекторы соединяют в своих произведениях изысканный римский декор с масштабными древнегреческими композициями, используя при этом последние достижения науки и техники. Вследствие этого, в архитектуре были сформированы два направления выполнения кессонных сводов, одно из которых заключается в укладке плит оболочки по так называемым подпружным аркам, а другое — по решетке каркаса свода, заполненного плитами. И первое и второе конструктивные решения актуальны для выполнения современных конструкций с последующей отделкой их лепниной.
Освоение штукатурно-лепных работ, оказавшихся достаточно экономичными, повлияло на развитие в период позднего Возрождения конструктивно-декоративных и ложно-конструктивных приемов, вытеснив таким образом структурно-конструктивные приемы стиля барокко. В результате архитектура обогащается новыми формами декоративного лепного рельефа, трансформировавшегося в последующих эпохах в вольную трактовку классических архитектурных приемов. Подобная трактовка приемов эпохи Возрождения выразилась в оформлении фасадов и внутренних помещений разрозненными деталями, например, детали классических ордеров используются для украшения карнизов, окон и т. д. В итоге, традиционные архитектурные системы теряют свое конструктивное назначение и в данное время выполняют чисто художественные функции.
Лепной декор в отличие от прочих декоративных отделок имеет весьма специфичную технологию изготовления изделий. Если облицовочный камень после соответствующей обработки сразу же можно устанавливать на место, то лепные изделия требуют еще и дополнительной подготовки. Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что лепные изделия должны сочетаться с прочими видами отделок, основными из которых, безусловно, являются штукатурки, которые занимают особое место в комплексе декоративных работ. Штукатурки могут выступать как в роли самостоятельных декоративных покрытий, так и в качестве фонового материала для большинства прочих декоративных отделок, и в частности лепных. Заметим, что многие методы выполнения штукатурных работ весьма близки к методам, используемым в лепных работах.

Мой блог находят по следующим фразам

  • Выражения об архитектуре
  • классицизм в архитектуре фото
  • конструктивизм стиль в архитектуре архитектура
  • орнаменты в стиле ампир
  • стиль ампір в архітектурі фото
  • история и архитектура Барселоны