Восьмигранная аркада

50

Остальные четыре стороны этой восьмигранной аркады совершенно разрушены, но, судя по следам примыкания их к барабану, каждая из них состояла из трех арок, очевидно, с узкими простенками, как бы рассчитанными на то, что они будут опираться лишь на легкую конструкцию, заполняющую углы четверика. Эти простенки и представляются единственно проблематичными по всей конструкции барабана. Остальные элементы сохранились местами целиком и позволяют реконструировать их совершенно обоснованно. Аркатура под куполом охватывала весь барабан, как это явственно видно по следам ее примыкания к барабану и сохранившимся частям. Выступы аркады и аркатуры являлись по своей конструктивной роли контрфорсам:!, которыми были усилены стенки барабана. В настоящее время большая часть этих усилителей разрушилась, тем не менее барабан стоит и держит купол, распору которого, следовательно, он способен сопротивляться собственной массой. Так как аркатура охватывает барабан под самым куполом, то, вероятно, его голубая облицовка, о которой писал Якут, начиналась непосредственно над аркатурой. Нам кажется, что устройство системы контрфорсов было бы излишним, если бы между ними в последующем были заложены, как это предполагает Г. А. Пугаченкова. Строителям проще было бы сразу сделать стенки барабана более массивными. На основании этих соображений нами предлагается схема реконструкции, по которой четверик органически связывается с куполом при помощи галереи, контрфорсов и аркатуры, последовательно уменьшающих свой отступ от стенок барабана. Зрительно это придает пластичность барабану я создает постепенность перехода от четверика к куполу. Таким образом, аркада, арочные ниши и аркатура являются не только конструктивными элементами мавзолея, но и существенной частью его архитектурной композиции, содействующей общей уравновешенности и гармоничности облика. Предлагаемая схема реконструкции составлена автором по материалам личных обмеров и опубликованных обмеров В. И. Пилявского. Она представляет собой лишь схему, лишь попытку наметить первоначальный облик одного из самых значительных архитектурных сооружений Средней Азии и отнюдь не претендует на исчерпывающее разрешение вопроса о первоначальном облике этого замечательного сооружения. Многие из памятников архитектуры Средней Азии представляют собой руины, другие утратили отдельные элементы архитектуры или декора; некоторые из них застроены. Как бы явственны ни были те или иные черты высокой художественной культуры, получившей отражение в их архитектуре, их современный вид еще не дает подлинного представления об архитектуре прошлого, не позволяет с достаточной полнотой узнать наше архитектурное наследие. Лишь изучение творческого метода строителей этих замечательных сооружений приведет от любования живописными романтическими руинами к настоящему знанию. Большие реки питают многочисленные искус-ственные каналы — «арыки» и «кяризы». Арык отличается от обычной канавы тем, что вода в нем течет местами выше уровня земли, огражденная земляными валиками, что помогает создать нужные уклоны и удобный выпуск ее на орошаемую площадь. Кяризы — подземные галереи — тянутся на многие километры, неся драгоценную влагу, собираемую в горах, сохраняя ее от испарения, пока она дойдет до места своего применения. В маловодных районах распределение воды строжайшим образом регламентировалось. Водные источники делились на три категории:1) большие реки, как Аму-Дарья и Сыр-Дарья, воды которых не могут быть использованы до последней капли, сколько бы из них ее ни брали,2) реки типа Зеравшана, Мургаба, воды которых используются почти полностью, и 3) каналы, водой которых пользуются не менее ста человек, причем вода распределяется без остатка. На каналах совершенно необходима очередность водопользования. Для определения очередности созывался сход всех заинтересованных в орошении, где они под руководством арык — аксакала (старшины) тянули жребий. Не все земледельцы получали одинаковое количество воды. «Бир-су» (буквально — одна вода) означает, что в порядке своей очереди водой арыка можно пользоваться целые сутки. «Ярымсу» (полводы)—пользование арыком в течение 12 часов. «Черик-су» (четверть воды) — пользование в течение 6 часов. «Нимча-су» (восьмая часть воды) —пользование в течение 3 часов. В Средней Азии, где земледелие всегда было тесно связано с искусственным орошением, а ирригационные системы являлись государственным мероприятием, эмиры и беки держали в своих руках мощное средство эксплуатации — воду. Лучшие земли находились в пользовании правителей или многочисленных мечетей и медресе (духовных школ). Народная поговорка гласила: «Через поместье богача проходит вода, через двор бедняка — пыльная дорога».