Учет условий восприятия в процессе проектирования

Учет реальных условий восприятия

Хорошим примером дальновидности и глубокой продуманности тех требований, которые возникают в связи с созданием будущего ансамбля площади, может служить жилой дом И. В. Жолтовского, расположенный неподалеку, в районе Смоленской площади, с его асимметричной композицией, крупным масштабом и направленностью в сторону площади. Архитектурно-композиционное решение свидетельствует также о правильном учете условий видимости и восприятия. Башня, сравнительно небольшая по абсолютной высоте (около 55 м), прекрасно видна не только со Смоленской площади, но и с Зубовский.

Она воспринимается также и при движении от площади Восстания — до того момента, пока не оказывается закрытой фасадом дома, когда зритель уже приближается к Смоленской площади и перед ним начинает раскрываться высотное здание. Она является, таким образом, композиционной поддержкой высотному зданию и создает связующий вертикальный акцент при движении от высотного дома на площади Восстания к Смоленской площади.

Недостаточное раскрытие здания стало особенно заметным после окончания строительства, когда масштабы высотного здания и возможность проверки восприятия в натуре по-новому поставили вопрос о реконструкции Смоленской площади и подводящих к зданию магистралей.

Учет реальных условий восприятия в процессе проектирования должен производиться на основе проверки видимости с определенных статических видовых точек и основных направлений обозрения, свойственных проектируемой планировочной структуре. Эта проверка должна определить дальнейшую планировочную организацию окружающего района. Она должна обеспечить наилучшие условия восприятия сооружения и тем самым наиболее полно довести до зрителя высокое идейно-художественное содержание и большие архитектурные качества высотного здания.

Предыдущая статьяПередача на плоскости пространственного положения горизонтальных и вертикальных прямых
Следующая статьяВыразительность перспективного образа здания