Жилые помещения здания

36

Особо нужно отметить среди жилых помещений этого здания небольшую, но любопытную по устройству комнату № 13. Вход ее выделен тамбуром с аркой и угловой колонкой. В стене у входа устроена овальная, подразделенная полочкой, ниша. Посредине той же стены красовался очаг наподобие камина, образованного площадкой для угля и примыкающей к стене спальной гречкой, фланкированной парой колонн. Стены комнаты и очага были окрашены в черный цвет по тонко затертой глиносаманной штукатурке. Эта комната имела балочный потолок. Главным помещением жилой секции был квадратный зал, служивший, очевидно, для приема гостей. В отношении этого секционного центра сложился своего рода архитектурный канон, который в общих чертах сводился к следующему: план парадного зала был квадратным (часто слегка неправильным); вдоль стен была расположена суфа, прорезанная входом в одной из стен; против входа расширение суфы образовывало эстраду, которой иногда предшествовала ступенька; балочное покрытие зала покоилось на четырех колоннах. Стены были украшены росписью, которая поднималась нередко на всю высоту помещения (по крайней мере выше чем на 3 м), иногда же примерно на половину высоты; в одном из залов роспись была только над эстрадой. Потолки были также богато отделаны росписью и резьбой, которая обнаружена среди углей завала трех залов северной части здания III, погибших от пожара. Свет поступал, очевидно, через открытую среднюю часть потолка, и 2-го этажа над залом не было. Таких залов открыто раскопками уже десять. Каждый из них непременно дополняется кулуаром, куда и выходит проем. Кулуары представляют собой высокий, обычно широкий коридор, который нередко поворачивает под прямым углом, иногда охватывая с двух сторон стены зала. Иногда такой кулуар являлся одновременно вестибюлем. Парадные залы пянджикентских жилых домов соответствуют «мехмонхона» современного жилища таджиков и узбеков. Вспомогательную площадь составляют, как было сказано, вестибюли, коридоры, пандусы. Вестибюли при входе в каждую секцию представляют собой небольшие прямоугольные помещения, обычно связанные с пандусом. Коридоры и вообще проходные помещения занимают в плане довольно много места, иногда поворачивая под углом. Особую категорию составляют кулуары (см. выше). Пандусы располагались при входе и представляли собой квадратную, реже прямоугольную, клетку шириной от 3 до 4 метров, с центральным столбом и узким сводчатым ходом. Пространство под первым витком хода всегда использовалось для камеры или хода в соседнюю комнату, так что арки, ведущие на пандус и в камеру, помещаются рядом и выходят в вестибюль или кулуар. Айваны представляли собой неглубокую лоджию с парой колонн по фасаду. В одном из айванов здания III было четыре колонны. Таковы в общем черты богатого городского жилища, для полной характеристики которого не хватает пока данных о хозяйственных помещениях — кухнях, кладовых и пр. В этом жилище уже более или менее выявлено деление на интимную и парадную половины, причем айваны и пандусы могут быть для той и другой общими или раздельными. Весьма показательна в этом отношении обращенная к востоку секция Е на северной оконечности здания III, где каждая из частей имеет собственные айван и пандус. Каждую из секций здания III занимала, несомненно, малая семья; но в сумме эти секции составляли большой дом, целый жилой квартал. Слитность отдельных секций говорит, по-видимому, о том, что отдельные семьи не порвали связи с родом, составляя большесемейную общину. Очевидно, именно такой «дом рода» упоминает при описании Мерва Истахри. В планировке их и деталях есть несомненное сходство, обусловленное их общим общественным назначением, но вместе с тем есть и различия, объяснимые, по-видимому, оттенками в их функциональном содержании. Так, общественные залы объединяют между собой и отличают от обычных гостиных залов жилого комплекса: 1) прямоугольный контур плана, 2) наличие поперечной к оси зала подсобной комнаты (ее можно определить как помещение для инвентаря), 3) наличие двух дверей. В «общественных залах» зданий VI и IX нужно подчеркнуть особое развитие эстрады и появление дополнительной верхней суфы. С другой стороны, каждый из трех комплексов в известной мере индивидуален. Первый из них выходит непосредственно на площадь, обладает айваном, имеет печи, второй выделяется своей сводчатой лоджией с нишами, третий — асимметрией плана. Между тем сохранилось и кое-что общее с залами жилых комплексов: суфа с эстрадой, балочное покрытие на четырех колоннах, кулуары. Безусловно, данный тип помещений ведет происхождение от жилища, и прототипом ему служил обычный гостиный зал жилого дома.