Резная орнаментация плоских потолков

25

Резная орнаментация плоских потолков производилась заранее, до установки каменных плит покрытия на место. Это подтверждается не только трудностью выполнения весьма тонкой резьбы на потолке, но и не всегда точным расположением орнамента на поверхности камня. Например, в гавите Оромосаванка некоторые розетки оказались частично скрытыми в толще имеющими в плане форму трилистника. Только в угловых частях, то ли по вине исполнителя-резчика, то ли из-за неточного расчета зодчего, резные восьмиугольные звезды частично прикрыты выступающими частями поддерживающего плиты покрытия карниза. Указанная погрешность свидетельствует о выполнении орнаментации каменных плит покрытия до их установки на место. Как и в гавитах Санаина и Макараванка, зодчий применил в плафоне гавита Гегарда цветовое оформление. Однако со временем покрытие в значительной степени утратило былой цветовой покров. Лишь в отдельных местах на темной, почти черной, естественной поверхности камня сохранилась покрывавшая резьбу красная и белая окраска. Эту же раскраску имели и поддерживающие покрытие сталактиты-трилистники, чем достигалось определенное художественное единство ограждающей стены, а орнамент крестовины при ее установке на место — асимметрично обрезанным с одной стороны. Насыщенное декоративной резьбой и контрастное по цвету оформление плоских покрытий гавита Оромосаванка нашло себе повторение и дальнейшее развитие в плафоне северо-западной угловой секции гавита Макараванка. Каждая часть этого плафона также имеет самостоятельную богатую декоративную обработку; однако в данном случае имелось в виду художественное воздействие не только отдельных частей, но и всего покрытия в целом. Все части между плитами (узкие камни) имеют один узор, а примыкающие к ним углы плит покрыты растительным орнаментом, объединяющим декор плит с узором крестовины. Помимо резьбы, плафоны гавита Макараванка имеют также цветовое оформление. Розетки помещены в сравнительно затененном месте, рельеф их неглубокий, поэтому зодчий покрыл их яркими (красной и желтой) красками. Подобный прием, судя по дошедшим до нашего времени памятникам, довольно часто практиковался армянскими зодчими. Розетки плоских каменных потолков восточных угловых секций гавита Санаина также были покрыты красной и белой красками. Тонко прочувствованную орнаментацию имеет плафон средней южной секции гавита Гегарда. Плиты плоской части сплошь покрыты резными восьмиугольными звездами, которые удачно согласованы с обрамляющими периметр зеркала григинальными сталактитовыми карнизами. Особенно разнообразная резная орнаментация покрывает мозаичные плоские покрытия гавита Арича. Путем остроумных комбинаций из восьмиугольников зодчему удалось создать интересный рисунок, четко выделяющийся на гладком фоне плафона. В некоторых случаях вместо покрытия плафона резным орнаментом армянские мастера применяли только цветовое оформление, получая необходимый рисунок путем выкладки поверхности из различных по цвету фигурных камней. В упомянутом выше южном гавите церкви Апостолов в Ани плоские (треугольные по форме) потолки, по свидетельству И. Орбели. были декорированы разнообразной мозаикой, набранной из черного и красного туфа, в дополнение к которым «местами мастер пустил в ход и синюю краску». Очень своеобразно оформлены плоские покрытия гавита Бардзракаша, находящегося в настоящее время в развалинах. Не утруждая себя работой по насечке резьбы на камне, неизвестный нам зодчий гавита покрыл всю выкрашенную в белый цвет поверхность плафона богатым, подчеркивающим конструктивную форму красным узором. Расположенные в углах треугольные части плит были украшены мелким растительным орнаментом, а приподнятая к центру покрытия другая половина—геометрическим узором, скомбинированным из больших и малых шестиугольников. Как были декорированы клинчатые камни — геометрическим узором или растительным орнаментом, неизвестно, поскольку среди виднеющихся на поверхности земли обрушенных камней нам не удалось обнаружить этих частей покрытия. Богатая декорация плафонов плоских каменных потолков мозаичной, резной и живописной орнаментацией тесно связана с убранством гражданских сооружений (в частности, парадных залов дворца Багратидов в Ани), а также богато декорированных мозаичной цветной и резной орнаментацией порталов жилых домов, гостиниц и дворцов Армении эпохи развитого феодализма. Плоские каменные покрытия представляют большой интерес для истории развития каменных конструкций Армении. Свидетельствуя о высоком уровне мастерства древних исполнителей каменных работ, они принадлежат к числу своеобразных конструкций армянского строительного искусства. Почти полное отсутствие подобных покрытий в строительной практике сопредельных стран подтверждает местное происхождение плоских каменных покрытий описанных типов конструкций, истоки которых прослеживаются еще с древнейших времен.