Украинские памятники конца XVII и начала XVIII века

Большое количество украинских памятников конца XVII и начала XVIII века, содержащих элементы русской архитектуры, говорит о глубокой и широкой связи русской архитектуры с украинской, об органическом сочетании архитектуры братских народов, об единых основах развития их искусства. Развивавшиеся новые типы архитектуры были основаны на общих обоим народам традициях деревянного зодчества; орнаментальные формы уже были приняты обоими народами в их декоративном искусстве. Если мы сравним элементы и формы украинского и русского архитектурного декора, то установим, что многие формы в значительном большинстве случаев появились на русских памятниках гораздо раньше, чем на украинских. Так, декоративные элементы русских памятников начала 90-х годов (церкви в Филях и Уборах, Новодевичий монастырь и др. ) появляются на киевских памятниках лишь после 1697 года (церковь Всех святых и др. ). К этому следует добавить и другое наблюдение: лепной убор получает широкое распространение на Украине лишь в XVIII веке (фасад Успенской церкви Киево-Печерской лавры, порталы Мгарского собора и др. ); в конце же XVII века на Украине, так же как и в Москве, декоративные детали выполняются преимущественно из фигурного кирпича.

Особенно часто русские приемы встречаются в районах, где русское влияние было наиболее сильным, — на Черниговщине и Слобожанщине. Существенную роль в распространении русских приемов оказал Осип Старцев, выдающийся русский зодчий, создавший в Киеве исключительные по художественности произведения, настолько понравившиеся на Украине, что его вызвали вновь, как только возникло большое строительство в Киево-Печерской лавре. Много способствовал перенесению русских элементов. в украинскую архитектуру большой любитель зодчества стародубский полковник Миклашевский, много строивший в Стародубе, Глухове, киевском Выдубицком монастыре. Значительная часть мастеров, работавших у Миклашевского в Глухове, перешла на работы в Выдубицкий монастырь. Мы не можем выводить развитие ярусного каменного типа храмов из архитектуры церкви Спаса-на-Берестове (1638—1644 гг. ), которая сложилась постепенно, так как западная камера и боковые главы церкви появились лишь в самом конце XVII века. Наиболее ранним примером такого строительства можно считать пяти камерный, пятиверхий храм в Нискиничах (1643—1653 гг. ). На этом примере можно видеть путь формирования указанного типа. В то время как центральная часть здания несет на арках барабан и купол, боковые части не имеют барабанов и их шатры непосредственно расположены на стенах. Храм имеет большие окна и внутри полон. света. Декоративная обработка еще незначительна. Только карниз и скульптурный герб А. Киселя нарушают простоту архитектуры храма. Расцвет строительства каменных ярусных храмов на Украине приходится на последнюю четверть XVII и на начало XVIII веков. Из трехкамерных и трехверхих храмов следует упомянуть наиболее ранний Братский собор в Луцке (1620 г. ), Покровский собор в Харькове (1684 г. ), собор Петропавловского монастыря в Глухове (1695 г. ), Рождественскую церковь над дальними пещерами Киево-Печерской лавры (1696 г. , угловые верха — позднейшей постройки), церковь Феодосия в Киеве, возле лавры (1698—1700 гг. ). Трехкамерный и трехверхий Покровский собор в Харькове отличается стройностью силуэта при значительной высоте его трех вертикалей, из которых средняя достигает 45 метров высоты. Здание сложено из кирпича на известковом растворе; стены скреплены железными связями и анкерами. Здание — двухэтажное, с усыпальницей. Центральный объем — восьмигранный, боковые — шестигранные. Нижний этаж перекрыт сомкнутым сводом, на верхнем — три открытых шатра с заломами, четко членящиеся на три яруса. Нижний этаж окружен аркадой, над которой вокруг храма идет галерея (до алтаря). Первый и второй этажи опоясаны широкими карнизами с мотивом поребрика; карниз второго этажа на углах прерывается вытянутыми колоннами на кронштейнах. Окна обрамлены раличниками, состоящими из колонн на кронштейнах и разорванного фронтона. Подклет собора, аркатура и галерея, обработка окон, колонки, портики — все это говорит о значительной близости собора русской архитектуре конца XVII века. Из пятикамерных и одноверхих храмов следует упомянуть церковь Николы Притиска в Киеве (1631 г. ), Вознесения в Переяславе. В этих работах, содержащих некоторый фактический материал, развитие жилища рассматривается вне зависимости от социально-экономических условий и в отрыве от истории самого народа. Жилая рига в условиях сырого климата Эстонии была приспособлена для жилья и для искусственной сушки и обмолота хлеба. Она состояла из двух основных помещений: первое — рэхэтуба — служило одновременно для жилья и для искусственной сушки хлеба, во втором — гумне — производился обмолот хлеба, хранился инвентарь, а зимой нередко содержался скот.

gorodizhe_25