В украинском искусстве

32

Таким образом, еще в XVI веке в украинском искусстве появляются мотивы Ренессанса. Раньше всего это наблюдается в орнаментации рукописей — евангелия Печерского монастыря (1538 г. ), Пересопецкого евангелия (1556— 1561 гг. ). Орнамент Ренессанса является уже обычным для первопечатных украинских книг (Львовское евангелие 1574 г. , Острожский апостол 1580 г. и др. ). Постепенно элементы Ренессанса проникают в резьбу, в лепной орнамент, в живопись, скульптуру и архитектуру. В украинской архитектуре элементы раннего Ренессанса нередко сочетаются с элементами готики, так, например, церковь Онуфрия в Добромиле (середина XVI в. ) имеет ренеосансные портал и наличники и готические контрфорсы, церковь Богоявления в Остроге (1521 г. ) имеет стрельчатые окна с ренессансным декором. К началу XVII века готические элементы исчезают, ренессансные же формы сохраняются до второй половины XVII века, когда на смену им приходят барочные элементы. Львовскую и польскую архитектуру, проникнутую элементами Ренессанса, видел и знал валахский князь, европейски образованный человек, Петр Могила, ставший Киевским митрополитом. Он не мог в Киеве забыть художественные впечатления молодости. В то же время П. Могила, как православный митрополит подчиненный константинопольскому патриарху, все время держал связь с греками. Известно, что стенные росписи в восстановленной П. Могилой церкви Спаса-на-Берестове производились «перстами греков». Наконец, не только церковные, но и политические соображения, отвечавшие стремлениям украинского народа, побуждали П. Могилу укреплять связь с московским правительством. П. Могила в 1640 году предлагал московскому царю Михаилу Федоровичу открыть в Москве школу, в которую обещал прислать украинских учителей. В том же году он просил выслать из Москвы резчиков по дереву, в 1643 году по просьбе П. Могилы из Оружейной палаты был прислан в Киев иконный мастер Яким Евтихиев, который «преславно иконы св. Софии украси». Во всех восстановительных работах П. Могилы мы видим сдержанность в композициях уравновешенность форм, идущих от Ренессанса. Те же сооружения, которые возводились почтя заново, как храм на развалинах Десятинной церкви или церковь Спаса на Берестове, имеют характер национальный украинский, навеянный композициями деревянного зодчества. При реставрации тщательно сберегали сохранившиеся части старых зданий, включали их новые объемы, их обстраивали новыми приделами, притворами, обходами, придавая зданию совершенно новый облик. Так, храм Софии приблизился к своему современному состоянию. Успенская церковь Киево-Печерюкого монастыря увеличилась в объеме и вместо одноглавой стала многоглавой, руины церкви Спаса на Берестове были включены в пятикамерный храм украинского типа. Внешний облик зданий изменился благодаря многокупольности, форме куполов с перехваченными шейками, штукатурке наружных стен, богатой обработке стен изразцовыми карнизами, живописью и т. п. С 1648 по 1654 год украинский народ под руководством Богдана Хмельницкого вел освободительную войну против поляков. В этой войне он нес тяжелые жертвы. Война повлекла массовое уничтожение населения, разрушение городов в селений. К военным невзгодам прибавились голод и моровая язва. В Подолин, Браславщине. Киевщине, Волыни, Переславщине не было селения, не пострадавшего от войны. Киев был в 1651 году сожжен и разграблен поляками. В это тяжелое время великий государственный деятель Богдан Хмельницкий, внимая голосу трудового крестьянства и низового казачества, вступил в переговоры с русским правительством о принятии Украины в русское подданство. Переговоры эти успешно закончились к концу 1653 года, и 8 января 1654 года на Переяславской раде было торжественно провозглашено воссоединение Украины с Россией. Это воссоединение сохранило украинский народ от национальной и политической гибели и создавало благоприятные условия для его быстрого экономического и культурного развития. Отвечав —ее общему желанию воссоединение вызвало у патриотический подъем. Приняв украинский народ под свою защиту, русский народ оказал украинскому брату помощь в борьбе с Польшей. Проезжавший через всю Украину в 1654 году, менее чем через полгода после Переяславской образованный человек того времени Паваел Алеппский писал: «Народ торжествует, он верит в начало мирной жизни и спешит восста — ггвливать свои жилища, укрепления, храмы». Несмотря на значительную убыль населения, Павел видел в местечках много женщин и детей, занятых кипучим восстановительным трудом; в хозяйствах было уже много скота и птицы, а вокруг сады, огороды, большие посевы. Это свидетельство не одиноко: «Плодовитая матка казацкая возродила казачество, как будто не было Берестийского поражения», — сообщал казацкий летописец. Даже враги не могли скрыть своего удивления по поводу быстрого восстановления выжженной страны. Польский шляхтич, участник похода 1651 года, писал: «Мы очутились среди необозоимых жатв и всеобщего изобилия. По обеим сторонам дороги мелькали хутора, потонувшие в роскошных садах и пасеках».