Реализация Генерального плана Москвы…

15

Реализация Генерального плана Москвы 2935 г. привела к заметному упорядочению застройки магистралей города, расширению и архитектурной завершенности площадей, что нашло отражение и в цветовой среде. Стилевая направленность архитектуры периода освоения классического наследия способствовала возвращению полихромии к регулярности, но заметно увеличила удельный вес серо-охристых оттенков в городе. Серому материалу штукатурки и охристым оттенкам столетней давности было доверено формировать цветовую атмосферу Москвы конца 30-х гг. Конечно, такую полихромию нельзя считать активной. Ее художественные возможности, основанные на классицистических приемах, оказались не в состоянии адекватно отразить социальные перемены, не соответствовали демократическому духу архитектуры, не могли выражать ее динамики и оптимизма. Цветовой язык классицизма, перенесенный в эпоху бурного созидания, оказался несостоятельным.

Военный период ощутимо обеднил цветовое лицо Москвы. Бесцветность стала синонимом самых тяжелых и безрадостных дней в жизни города. Защита от воздушных нападений требовала единообразной темной окраски зданий. Для маскировочных целей было использовано преобразующее действие полихромии. Контрастные черно-белые сочетания изменили «пятый фасад» исторического ядра города, сделали его неузнаваемым: поистине пример огромных возможностей «работы» цвета, которая была убедительно использована для вынужденного визуального разрушения, но никак не находила применения в созидательной деятельности цветовая эстетика классицизма. Кое-где монотонность нарушается кирпичными новостройками, в том числе из серого силикатного кирпича, например, в районе Песчаных улиц. Палитра города несколько осветляется, хотя остается достаточно скупой: те же серые и охристые оттенки. Новое строительство не обогащает цветовую среду города. Высотные здания, фактически создавшие новый силуэт центра Москвы, не были использованы как носители активной полихромии, которая могла бы композиционно распространяться на значительные пространства города. Отдельные попытки внесения цвета в массовое строительство сводятся к использованию сочетания светло-охристого и красного кирпича, например, кладки стен в шахматном порядке в жилых домах Коломенского. В кирпичном строительстве появляется наивно-декоративная орнаментальная выкладка как профессиональное стремление к внесению художественного начала в лапидарный по пластике объем.