Однако колористическое обогащение города — противоречивый…

2

Однако колористическое обогащение города — противоречивый процесс, и порой за ничтожным наступлением следовали значительные потери позиций. «Между 2820 и 2820 годами это искусство (полихромии — А. Е.), развивающееся столетиями, замерло»,— отмечает М. Баур-Хайнхольд. «Классицизм отверг иллюзионизм фасадных росписей, он не признавал более выразительных возможностей цвета». Так обстояло дело в городах Средней Европы. Однако вытеснение цвета происходило с большим трудом. «Учителя классицизма наталкивались в народной архитектуре на стойкое сопротивление. Жилые дома крестьян и ремесленников до конца XIX столетия сохраняли в городе пеструю красочность. Классицизм прежде всего влиял на монументальные репрезентативные сооружения, господство серого и белого ширилось по мере возведения домов аристократов и буржуазии». Красочность как признак народной архитектуры заменяется бесцветием — признаком архитектуры официальной. Обнажаются социальные корни цветовой среды города.

Для европейского классицизма второй половины XVIII — первой половины XIX в. характерна монохромия, или так называемая «естественность» камня. Возникают отдельные белые постройки как влияние белизны французского рококо и южнонемецкого позднего барокко. Стабилизация грязно-охристых оттенков приводит к некоей нормализации архитектурной полихромии. Господство монотонности с 30-х гг. XIX в. вызвало необходимость цветовой компенсации. К этому времени относится реабилитация Г. Земпером многоцветия греческой архитектуры, предпринимаются практические шаги по цветовой реанимации города. По инициативе К. Шинкеля возникают многочисленные постройки из красного и желтого кирпича.