НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ И НЕОКЛАССИЦИЗМ

34

В XX веке в России произошел возврат к русскому классицизму и к русской средневековой архитектуре. Основная причина была в укладе общества. Дворянство теряло влияние на экономику но в области культуры оно продолжало играть значимую роль. Дворянство стремилось возродить идеалы прошлого — прежде всего классицизм, тогда как буржуазия ратовала за псевдорусский стиль.

В поддержку идеи возврата к прошлому выступали журналы «Мир искусства» и «Старые годы».

В ежегоднике Общества архитекторов-художников уделялось большое внимание древнерусским архитектурным памятникам.

В 1911 году общество устроило выставку архитектуры и художественной промышленности XVIII — XIX веков. Известные художники А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева в своих произведениях показывали прекрасные архитектурные памятники Петербурга. Под редакцией И. Э. Грабаря, известного художника и искусствоведа, выходит шести томная «История русского искусства», в которой большое внимание было уделено архитектуре.

Архитектурные работы тех лет можно разделить на два направления — неорусское и неоклассицизм.

Представителями первого направления были В. А. Покровский (1871-1931) и А. В. ГДусев (1873-1949). Их вдохновляла древнерусская архитектура Пскова, Новгорода, Москвы.

Исследователь древнерусского зодчества В. В. Суслов (1857-1921) являлся известным популяризатором своих исследований. Он публиковал обмеры архитектурных памятников прошлых лет, проекты и стремился познакомить с архитектурой широкий круг людей.

Знаменитыми представителями неоклассицизма были В. А. Шуко, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. И. Таманян. Зная отлично архитектуру русского классицизма, они изучали в натуре подлинники, а также творчество гениального итальянского архитектора Андреа Палладио, яркого представителя эпохи Позднего Возрождения.