Цвингер (Цитадель) (1711-1722)

93

Цвингер представляет собой прямоугольную площадку с полукруглыми одноэтажными галереями и двухэтажными павильонами. В ансамбле пег помещений для жилья. Двор — пространство для проведения публичных зрелищ, а сами сооружения места для зрителей (рис. IV.49).

В своем сооружении Пепиельман применил все хорошо известные элементы: колонну и антаблемент, арки и купола, но все они у архитектора выглядели оригинально. Центральная башня с воротами состоит из двух огромных арок, поставленных друг на друга. В верхней арке парные колонны несут разорванный фронтон, в нижней — фронтон не только разорван, но половинки фронтона переставлены — наружные углы обращены внутрь, а колонны стоят под углом к стене. Венчает башню купол, напоминающий главу русской церкви (рис. IV.50).

Двухэтажный павильон имеет сложное очертание — многоугольник с неравными сторонами (рис. IV.51). Первый этаж выполнен в виде открытой аркады, за которой видны лестничные марши с позолоченными коваными решетками и мраморными балюстрадами лестничных площадок (рис. IV.52). Каждый столб аркады украшен скульптурами, изображающими человека: на крайних столбах но одной, на других — по две, в средней части — потри (рис. IV.53).

Второй этаж выполнен также аркадой, проемы застеклены. Над арками огромное количество скульптуры, декоративных украшений, герб, увенчанный короной, фигура Геркулеса. Терраса, устроенная на крыше галереи, ограждена балюстрадой с множеством скульптур.

Ансамбль Цвингер дает полное представление о расцвете и угасании стиля барокко на территории Германии.

В первой половине XVIII века на смену барокко приходит классицизм. Это связано с изменением общественного устройства в странах Западной Европы.