Кариатиды и атланты

97

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пли коры (рис. 11.20), и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны (рис. 11.21).

В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420- 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

И развалинах колоссальною храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания. В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

А история возникновения кариатид такова.

Слово «кариатида» впервые встречается в сочинениях Витрувия. Он взял это слово из греческих источников, которыми пользовался при написании своего трактата об архитектуре. Греческая легенда гласит о том, что жители области Кария (на юго-западе Малой Азии) были обвинены в измене родине. Все мужское население было истреблено, а женщин продали в рабство. Женщин из знатного рода заставляли выполнять тяжелую работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.

Греки дают и другое объяснение происхождения этого слова, сравнивая женские фигуры с канеферами, носительницами корзин. Эти молодые девушки были служительницами храма богини Афины Паллады. Они принимали участие в торжественных шествиях и жертвоприношениях.

Мы не будем утверждать или отрицать правильность этих суждений. Ясно одно: созданные зодчим кариатиды храма Эрехтейон наделены женской краортри, изяществом, грацией и на протяжении тысячелетий продолжают восхищать людей.