Коринфский ордер

60

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер (рис. 11.19). Коринфский ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

…В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа но улице двигалось траурное похоронное шествие.

После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.

Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину. По крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с МОГИЛОЙ оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.

Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента ионического ордера.

Главные конструктивные элементы дорического и ионического ордеров одинаковы. Основанием служит стереобат — площадка, обработанная широкими уступами (обычно тремя) в виде лестниц. Верхняя площадка стереобата называется стилобат. По всему внешнему периметру храма устанавливали колонны дорического ордера, состоящие из двух частей — ствола (фуста) и капители, или ставили колонны ионического ордера, состоящие из трех частей — базы (нижней, опорной части), фуста и капители. Стволы колонн в обоих ордерах сужаются кверху. Несущая балочная система у этих ордеров одинакова.

Чтобы попять, что отличало дорический ордер от ионического, следует вспомнить о деревянных элементах здания.

В западных районах Греции росли. теса строевых пород. Это позволяло зодчим из стволов большого диаметра обтесывать необходимые бревна для колонн и брусья для перекрытий, что сказывалось на дорическом ордере — колонны ордера массивны и монументальны.

В восточных районах произрастали породы деревьев с относительно тонкими стволами. Чтобы получить нужные диаметры колонн, стволы деревьев соединяли между собой, появлялись легкость и изящество в облике колонн.

Развиваясь в разных направлениях, первые два ордера тем не менее являются частью единой греческой культуры. Именно у истоков этой культуры развился архитектурный элемент — портик, который стал одним из важнейших элементов греческого храма. Гражданские постройки рынки и места собраний — окружались портиками, где в случае надобности можно было укрыться от дождя и знойного солнца.

По свидетельству греческих мифов, храм служил жильем для богов. В греческих мифах боги не были похожи на загадочных животных и других чудищ. Они были похожи на самих греков, обладали всеми их достоинствами и недостатками. Только они были выше ростом, обладали даром перевоплощения и были бессмертны. Греки очеловечили божество. Они наделили его всеми качествами человека, и это не могло не отразиться на особенностях архитектуры, особенностях древнегреческих храмов.

Греческий храм представляет собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон колоннами. Все здание покрыто двускатной крышей, на узких сторонах храма устроены портики.

Греческие храмы в VII-VI веках до н. э. строились из дерева и кирпича-сырца. Колонны и вся система крыши выполнялись из дерева. Стены наоса выкладывались из кирпича-сырца. Со временем строительные материалы начали заменяться: кирпич-сырец заменили камнем, колонны тоже высекались из одного целого камня (монолита). В V и IV веках до н. э. колонны стали делать составные, из отдельных каменных блоков, напоминающих форму барабана.

Процесс замены строительных материалов шел очень медленно. К старым конструктивным деталям зодчие привыкли, некоторые делали по традиции из дерева, но со временем и эти детали стали выполнять из камня. Так появилось много декоративных элементов для греческих зданий.