АРХИТЕКТУРА НОВОГО ЦАРСТВА XVIII-XX ДИНАСТИИ (1555-1090 ГОДЫ ДО Н. Э.)

272

Освободительную войну с гиксосами предпринял последний представитель XVII династии Камее. Знать и сановники не поддержали Камеса, и тогда поход против гиксосов был объявлен якобы по приказу бога Амона. Изгнание гиксосов было завершено братом и преемником Камеса Яхмесом I. С Яхмеса 1 принято начинать новую, XVIII династию. Столицей Нового царства вновь стали Фивы, расположенные в среднем течении Нила. В период Нового царства Египет становится могущественным и сильным государством. Знать, разбогатевшая в результате войн, окружила себя роскошью: строились огромные храмы, богатые дома и дворцы. Богатство и роскошь изменяли облик городов и особенно столицы.

Источником сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продолговатый поперечный и прямоугольный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него проникал через окна над потолком; позади зала находились личные покои хозяина, а вокруг — разные другие помещения.

Загородный дом фараона Аменхотепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное помещение тоже было украшено колоннами, а затем шел глубокий зал.

В эпоху Нового царства поминальные храмы были отделены от гробниц.

Прошли тысячелетия. И даже сегодня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей монументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструктивных приемов, вызывают восхищение плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произведения в камне.