Поселок в Сименсштадте

82

Судя по лучшим европейским образцам рассматриваемого периода, наиболее удовлетворительным типом планировки следует признать, с любой точки зрения, вытянутый корпус с квартирами, расположенными рядами и выходящими на восток и на запад, с лестничной клеткой и лифтом (в высоких домах), обслуживающими две квартиры в каждом этаже. Такой тип распространен в новых районах городов и наиболее привлекателен в архитектурном отношении. Что же касается периода с 1924 до 1933 г., то трудно найти какие-либо примеры лучше, чем дома Сименсштадтского поселка.

Архитектурные достоинства жилых домов в Сименсштадте произвели большое впечатление на многих молодых английских архитекторов. В результате и в Англии началась пропаганда строительства многоэтажных жилых домов вместо традиционных двухэтажных или одноэтажных коттеджей с террасами, которыми продолжали застраивать новые окраинные районы английских городов. Однако достаточно убедительных доказательств в преимуществе пятиэтажных домов перед двухэтажными домиками с садами представлено не было. Отдельные квартиры в больших жилых домах удобны для холостяков, старых дев, новобрачных или старых бездетных пар, но для семей с детьми в больших домах удобств недостаточно. Главным аргументом молодых архитекторов были убеждения эстетического порядка. Насколько красивее, заявляли они, многоэтажные дома вроде домов Гропиуса в Сименсштадте с их зелеными газонами, серебристыми березами на фоне светлых стен, чем бесконечные ряды ужасных коттеджей на окраинах Лондона. Йорк и Гибберд в своей книги «Современный жилой дом» сопоставили две фотографии: на одной из них — длинные ряды коттеджей, типичные для новых районов Англии, на другой проект девятиэтажного жилого дома из железобетона в окружении садов и газонов, с группами деревьев на переднем плане и с озером на заднем плане. Идиллическая композиция напоминает картины Пуссена и Клода Лоррена. Но ведь можно найти и группу коттеджей в таком же приятном окружении. Сопоставление не очень убедительно, но оно характеризует тенденции молодых европейских архитекторов, испытавших влияние удачных немецких образцов жилых домов того времени.