Памятник Николаю I (1857-1860)

52

Памятник императору Николаю I был последним творением Огюста Моиферрана. Он установлен в южной части Исаакиевской площади, напротив Исаакиевского собора. Общее решение памятника и пьедестала принадлежали Монферрану. Вместе с ним над памятником трудились скульпторы П. К. Клодт, Р. К. Залеман и Н. А. Рамазанов, архитекторы Р. К. Вейгельт и Л. Л. Бонштедт.

Проект памятника был утвержден 2 мая 1856 года. В 1857 году состоялась торжественная закладка памятника. Его сооружением также руководил Монферран. Три года ушло на строительство памятника. Открытие его произошло уже после смерти Моиферрана.

Фигуры коня и всадника лепил скульптор П. К. Клодт (автор скульптурных групп «Укротители коней» на Аничковом мосту через Фонтанку, принесших ему мировую известность). Мастерство П. К. Клодта заключалось в решении установить конную статую на две точки опоры — задние ноги (рис. V.273). В мировой практике монументальной скульптуры таких примеров очень мало. Для решения этой задачи-Клодт переместил центр тяжести на круп лошади, сделав его более тяжелым, чем остальные части скульптуры.

На пьедестале установлены четыре барельефа с изображением государственных событий при правлении Николая I. Три барельефа, выполненные Н. А. Рамазановым, рассказывают о подавлении восстания па Сенатской площади 14 декабря 1825 года, об усмирении холерного бунта на Сенной площади в 1831 году (рис. V.274) и об открытии железной дороги Москва — Петербург в 1851 году (рис. V.275).

Скульптором Р. К. Залеманом были выполнены барельеф «Поднесение Сперанским свода законов» (рис. V.276), изображение античных воинских доспехов и четыре аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Правосудие, Силу, Мудрость и Веру. Есть предположение, что лицам женских фигур придано портретное сходство с членами царской семьи.

Пьедестал овальной формы поставлен на невысокий стереобат из красного финского гранита с тремя ступенями. Четыре фонаря у памятника изготовлены по чертежам архитектора. Р. К. Вейгельта.

Невысокое ограждение вокруг памятника спроектировано архитектором Л. Л. Бонштедтом.

Место для памятника, пропорции по отношению к окружающим зданиям были найдены верно, это создает впечатление законченности ансамбля площади.