ОГЮСТ МОНФЕРРАН (1786-1858)

45

Главный архитектор

Огюст Монферран. С этим именем связано возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В течение сорока лет продолжалось строительство этого крупнейшего в России замечательного архитектурного памятника. И все эти годы Монферран был бессменным руководителем работ, главным архитектором. На чертежах рядом со своей подписью он ставил личную печать: овал с портиком и змеей. Внутри, по краю, была надпись: «Архитектор Его императорского величества, строитель церкви Исаакия».

Огюст Монферран оставил свой след в истории архитектуры как автор и строитель Исаакиевского собора, но, помимо этого сооружения, у него были и другие прекрасные работы.

Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился во Франции в городе Шайо 23 января 1786 года. Рикар — фамилия отца архитектора, а именем Монферран его называли родственники матери. Монферран — название поместья, откуда его отец был родом. Дед, по линии отца, был инженер — строил мосты.

В 1806 году Монферран поступил на военную службу. Участвовал в итальянской кампании, но был вынужден уйти со службы из-за ранений в голову и бедро. Вторично Монферран надел военный мундир в 1813 году. Он рассказывал, что в военной кампании его заслуги были отмечены орденом Почетного легиона. Но этот факт не подтвердился документально, и ему не разрешили носить орден.

А становление Монферрана-архитектора подтверждено документами. Между двумя военными кампаниями Монферран получил архитектурное образование.

1 октября 1806 года Монферран поступил в Королевскую специальную школу архитектуры в Париже. Семь лет Огюст провел в Королевской школе. Преподаватели отмечали его успехи в учебе. Монферран дважды участвовал в конкурсе Большого Римского приза.

После окончания школы он начал работать у архитектора Молино, генерального инспектора архитектуры департамента Парижа. Генеральный инспектор отмечал в нем «весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле».

Работая некоторое время с Моли-но, он знакомится с известными французскими архитекторами Ш. Персье и П. Фонтена. Они являлись создателями нового стиля в архитектуре — стиля «ампир», возникшего во Франции в период империи Наполеона I. Последователей этого стиля увлекали грандиозные сооружения античной архитектуры. Одной из известных работ архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена была великолепная арка Карусель в Париже, выполненная в стиле ампир. Естественно, увлечение стилем ведущих архитекторов не могло не сказаться на творчестве Монферрана, что нашло свое отражение в некоторых его работах.

Во время учебы он совершил поездку в Италию. Там Огюст познакомился с архитектурными памятниками Древнего Рима. Поездка сыграла большую роль в становлении молодого архитектора, и, по словам самого Монферрана, он «страстно полюбил зодчество древних».

Далекая и суровая Россия привлекала молодого Монферрана. Так же как многие другие архитекторы, он мечтал получить там работу.

В 1814 году, во время приезда Александра I в Париж, Монферран был удостоен чести быть представленным императору. Он преподнес Александру I альбом со своими проектами в надежде на помощь со стороны высокого гостя. В дальнейшем мы увидим, что эта встреча сыграла определенную роль в жизни Монферрана в России.

А пока архитектор готовился покинуть Францию, отправляясь в далекую Россию. Летом 1816 года Монферран приезжает в Петербург творить и строить.

В столице он обратился за помощью к своему соотечественнику Августину Бетанкуру (1758-1824), (рис. V.258) выдающемуся инженеру, строителю Манежа в Москве. Бетанкур занимал должность председателя Комитета по делам строений и гидравлических работ. Он, естественно, откликнулся на просьбу Монферрана и устроил его рисовальщиком на фарфоровый завод, а затем перевел в свой Комитет старшим чертежником.

В 1816 году Александр I поручает А. Бетанкуру заняться. перестройкой Исаакиевского собора, строительство которого долгое время оставалось незаконченным. Все сотрудники Комитета были заняты крупными заказами, и А. Бетанкур решил поручить это Монферрану.

Огюст с особым рвением принялся за работу. Он написал 24 миниатюрных рисунка церквей и культовых сооружений всех народов и стран, показав тем самым свою эрудицию и знание истории мировой архитектуры. Все рисунки-проекты были собраны в один альбом, и А. Бетанкур представил их императору. Александру I рисунки понравились. Из представленных проектов он принял один, а молодого человека по имени Огюст Монферран запомнил. Вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором», ему также поручалась перестройка Исаакиевского собора.