Документальные цвета в современной цветовой среде города

66

Важный методический вопрос исторической архитектурной полихромии — определение границ возможного использования документальных цветов в современной цветовой среде города. Ответ на этот вопрос дают многие реконструкции. Один из исторических кварталов Буды обновлен после второй мировой войны. Теперь он более соответствует средневековому состоянию, чем до войны, когда выбор цвета для каждого здания не ориентировался на соседние дома, что привело к цветовым диссонансам внутри квартала. В Техническом университете Будапешта был подготовлен проект реконструкции этого квартала Буды с обоснованием цветового решения. Реконструкция была разработана под руководством М. Задора, а цветовое решение — под руководством А. Немчича. Впервые в Венгрии был создан цветовой план такой значительной городской единицы. Проектирование велось обширным кругом специалистов: архитекторами, художниками, философами, историками, социологами.

Цветовой план квартала Буды вызвал дискуссию в стране. Резкие споры возникали относительно окраски зданий: одни считали, что должна быть восстановлена подлинная историческая покраска отдельных зданий, другие — что основным критерием полихромии квартала должен стать целостный художественный образ комплекса, созданный на исторически документальной основе. Общественное мнение склонилось ко второй точке зрения: звучание первозданных цветов архитектуры, безусловно, считалось важным, но при их окончательном распределении в пространстве квартала предпочтение отдавалось эстетической ценности целого, а не обязательному использованию всех полученных после зондажей документальных цветов.
Сопоставление размеров фасадов, степени их пластичности, а также угла зрения, под которым видна застройка, позволили составить акцентную диаграмму улиц. При выборе цветов помимо документальной окраски учитывались стилевые особенности зданий и современное понимание колористики. Активными цветами были подчеркнуты небольшие исторически ценные здания, за счет чего другие более крупные здания как бы ушли на второй план. Цветовая гармонизация множества фасадов квартала была проведена с помощью «Колороида».
Решение включало и воспроизведение на .некоторых отрезках улиц исторических цветов Буды XVII—XVIII вв., поскольку фасады отдельных зданий принадлежали этому времени.