Перспективный образ сооружения

Перспективный образ сооружения

Перспективный образ сооружения и возникающие перспективные сокращения являются одним из необходимых условий для верного восприятия зрителем действительных качеств объекта — его величины, формы и пропорций, а также удаления, ракурса и т. д.

При восприятии высотных сооружений, когда высокорасположенные части здания рассматриваются в значительных перспективных сокращениях, а также с больших расстояний, чем нижние, особенно большое значение приобретают зрительные сравнения, способствующие наиболее точному восприятию действительных качеств объекта. Зрительные сравнения в основном происходят с нижними частями здания, которые находятся в меньшем удалении и ракурсе и воспринимаются под меньшими углами зрения. Это затрудняет сравнения и ведет к снижению точности зрительных оценок и определений, причем ошибки выражаются преимущественно в недооценке действительных размеров.

Это можно подтвердить хотя бы следующими примерами: фигура человека, появившегося на крыше высокого дома, воспринимается значительно меньшей, чем это ожидается, шаблон детали, ранее виденной в натуре на большой высоте вызывает удивление кажущимся преувеличением размера, высота шпиля высотного здания университета на Ленинских горах равна высоте 16-этажного жилого дома, а поперечник эмблемы завершения равен примерно высоте 3-этажного дома и т. д.

Снижение точности восприятия действительной величины предмета, находящегося на большой высоте и при значительных удалениях, вызывается вполне естественными затруднениями в работе аппарата зрения. Обычная направленность этих ошибок в сторону недооценки действительных размеров объекта наряду с другими причинами, возможно, объясняется и тем, что точность ощущения глубины или удаленности объекта при увеличении расстояния снижается довольно быстро, в то время как точность восприятия проекционной величины изображения на сетчатке глаз почти не меняется. Так, при сильном ракурсе и удалении верхних частей здания наше восприятие до некоторой степени нивелирует относительную разность расстояний от зрителя до наблюдаемых точек, особенно в высоко расположенных частях здания.

Предыдущая статьяОбщий композиционный прием высотных зданий
Следующая статьяСимметрия как теория художественных преобразований и инвариантов