Методика проектирования колористики города

89

Проектирование колористики города целесообразно включить в общую систему архитектурно-градостроительного проектирования и рассматривать с точки зрения этой системы как целостное объемно-пространственное и цветовое проектирование. Поэтому необходимо создание соответствующего проектного языка, отечественной цветовой системы, технических средств проектирования, необходимо воспитание архитектора-колориста, наконец, официальное признание колористики как интегрального элемента объекта проектирования.

Разработку концепции колористики города следует осуществлять в соответствии с совокупностью факторов. Это основополагающее условие предлагаемой методики. Комплексность предполагает оценку и установление последовательности факторов по их значимости, выявление связей между ними, фиксацию их параллельного действия или противодействия. Влияние отдельных факторов в каждом конкретном городе имеет различный удельный вес. Например, в новых сибирских городах, где еще не существует цветовых традиций, превалируют природно-климатические факторы, а в городах исторических, например в Ярославле, со сложившейся застройкой, наиболее важны факторы градостроительной структуры и исторической полихромии.
Развитие цветовой культуры после длительного господства архитектурного ахроматизма характеризуется стремлением к яркой полихромии. Точно так же развитие цветового поля города ведет к усилению полихромии.
Этапы цветового проектирования целесообразно связать с основными цветоносители (почва, песок, камень), растительные цветоносители (трава, цветы, кустарники, деревья), водные поверхности и небосвод. Фиксация цвета природного объекта проводится с помощью атласа цветов; спектральные данные устанавливают приборы; суточные и сезонные цветовые изменения природных объектов и освещения, цветопейзажа фиксируют цветные фотографии и эскизы, выполненные с натуры; собираются образцы цветоматериалов. Для характерных в регионе условий освещения выявляются доминирующие цвета, которые группируются по различным типам цветоносителей, пространственному расположению в цветовом поле. Специально выделяется палитра местных естественных строительных материалов. Результаты анализов сводятся в таблицу, где обобщенная структура цветопейзажа (например земля, высокая растительность, небосвод) отражается в годовой динамике (по месяцам) усредненной цветовой палитрой.
Исследование местной цветовой культуры. Объекты исследования — существующая историческая и современная застройка, памятники архитектуры, народное жилище, предметы быта, декоративно-прикладного искусства, живопись и др. Цветовые исследования этнографических материалов согласуются с территориальным распространением цветовой культуры местных народов, расположением ее центров, мест локализации и зон пересечения с другими цветовыми культурами. Результаты представляются в виде цветовой палитры. Выделяются характерные цветовые сочетания и приемы структуризации полихромии исследуемых объектов (взаимоотношение цвета и формы, расположение объектов в пространстве и др.). Итогами этой части анализа являются рекомендации по фоновым, вспомогательным и акцентным цветам.
Изучение цветовых предпочтений жителей региона. Объекты исследования: современное народное жилище, предметы декоративно-прикладного искусства, мнение жителей. Наряду с натурными обследованиями используются различные способы социологических исследований (анкетирование, опросы). Проводится сравнение цветовых характеристик реальных объектов и идеальных цветовых предпочтений жителей. Натурные исследования цветопредпочтений связаны с предшествующим анализом и ставят целью изучение современной полихромии. При этом фиксируются наиболее часто встречающиеся цвета. Широкий территориальный и количественный охват объектов позволяет установить ареалы цветопредпочтений различных групп жителей . Важно выяснить отношение к цветовой среде жителей города и профессионалов — архитекторов, дизайнеров, художников. Выводы исследования и статистические данные представляются в графической форме в виде предпочитаемых цветовых совокупностей.
В заключение первой стадии работы необходимо наметить направления творческого проектного поиска колористики городов региона.

Вторая стадия — генеральный план города. На стадии генерального плана целью исследований является обоснование основной идеи колористики конкретного региона. Исследовательская и проектно-художественная задача этой стадии — создание концепции колористики — документа, входящего в генеральный план города.
Предпроектный анализ города включает изучение эволюции структуры и палитры его цветовой среды в прошлом, состояние современной цветовой среды (по возможности в различные времена года). Параллельно на плане города устанавливается степень возможной цветовой изменяемости отдельных сооружений, кварталов и частей города.